Инвестквоты на берегу: как развивается инфраструктура рыбной отрасли и к чему стремится рынок
Механизм инвестиционных квот, стартовавший в 2017 году, стал заметным катализатором обновления российской рыбной отрасли. Он объединил интересы бизнеса и государства, предложив компаниям право на вылов в обмен на инвестиции в строительство судов и береговой инфраструктуры. Сегодня, восемь лет спустя, отраслевое сообщество уже может подвести первые итоги и оценить как промежуточные результаты, так и существующие вызовы.
Что уже удалось добиться и к чему ещё только предстоит прийти.
Первый этап (2017–2023): первые успехи и важные уроки
На первом этапе основной упор был сделан на создание перерабатывающих мощностей и запуск обновлённой береговой логистики. Среди реализованных проектов:
Приморский край, группа компаний «Доброфлот»: строительство современного берегового завода в рамках механизма «квоты в обмен на инвестиции в Большом Камне, мощностью свыше 110 тонн продукции в сутки.
В Томаринском районе (Сахалин) и на Северных Курильских островах введены перерабатывающие заводы — ООО «Невод» и ООО «Алаид».
Большинство объектов введены в эксплуатацию в срок, что подтверждает устойчивый интерес бизнеса к механизму инвестквот. В то же время, в ряде случаев выявлена потребность как в новых мощностях и инфраструктуре, так и в дополнительной подготовке кадров и технологическом оснащении.
Второй этап (2023–2025): ставка на глубокую переработку и логистику
Со стартом второго этапа инвестиционных квот государство расширило рамки программы, впервые включив в обязательства по квотам строительство логистических комплексов и портовой инфраструктуры.
Рыбный порт во Владивостоке — строится ООО «Евразийский рыбный центр» (входит в ГК «Антей»). Компания получила взяла на себя обязательство построить современный порт с береговой инфраструктурой, инвестиции оцениваются в ~9 млрд рублей.
Логистический комплекс в Большом Камне (порт Находка) — реализует ООО «Дальневосточная краболовная компания» (ДВКК), связанная с СЗРК. Проект включает терминальную инфраструктуру для хранения и обработки живого краба и другой продукции.
Малые логистические комплексы — обязательства по строительству взяли на себя также:
- ООО «Б-Краб» (входит в ГК «Русский краб»);
- ЕРЦ (ГК «Антей») по отдельному малому лоту.
Таким образом, в рамках второго этапа инвестквот на Дальнем Востоке реализуются четыре логистических объекта, что впервые интегрирует полноценную логистическую инфраструктуру в программу распределения квот.
Также в рамках второго этапа планируется строительство 11 рыбоперерабатывающих заводов, в том числе для Рыболовецкий колхоз имени В. И. Ленина, «Камчаттралфлот» (входит в Дельта Фиш), «Курильский рыбак» (ГК «Гидрострой») и др.
Взгляд вперёд: формирование кластерной модели
Логическим продолжением кампании становится переход к кластерной модели, объединяющей промысел, переработку, логистику, экспорт и маркетинг. В рамках кластеров могут быть сформированы хабы в Приморье, Камчатке, Мурманске, а также продвигаться единый бренд российской рыбной продукции на внешних рынках. Ключевым направлением станет сопряжение всех звеньев цепочки — от судна до прилавка — в едином цифровом контуре.
Предстоящие вызовы: формирование кадрового и технологического задела, стандартизация, цифровая совместимость, устойчивое финансирование.
Общие вызовы и векторы развития
Равномерное распределение объектов: наибольшая активность по-прежнему сосредоточена в отдельных регионах — Мурманской области, Приморье и на Камчатке. Перспективной возможностью для продолжения роста представляется расширение программы для других прибрежных субъектов России.
Технологии: в зависимости от сегмента, уровень локализации производства уже варьируется от 30 до 60%, но всё ещё недостаточен.
Кадры: сохраняется дополнительная нарастающая потребность в специалистах по управлению логистикой, переработкой, цифровыми системами.
Координация: требуется поддерживать и развивать эффективное деловое взаимодействие между ведомствами, отраслью, инвесторами и заказчиками.
Площадка для диалога и синхронизации усилий
Именно на Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia в Санкт- проходят презентации ключевых стратегических отраслевых проектов, вырабатываются меры поддержки, формируются горизонтальные связи между регионами и компаниями. Участие представителей власти, бизнеса, науки и отраслевых ассоциаций делает площадку уникальной по степени вовлечённости и практической направленности.
Включение объектов береговой инфраструктуры в повестку форума делает Seafood Expo Russia целевой площадкой не только для узкоспециализированных предприятий рыбной отрасли, но и для широкого круга компаний пищевой промышленности. В их числе — производители пищевой продукции, упаковки, логистических решений и оборудования для хранения. Для них в рамках выставки будет организована специализированная экспозиция FISH TECH GLOBAL, на которой будут представлены современные технологии и разработки для предприятий всей товаропроводящей цепи рыбной продукции.
Механизм инвестиционных квот доказал свою эффективность как инструмент обновления отрасли. Важно сохранить положительный импульс, обеспечить преемственность этапов и поддерживать высокий уровень диалога между всеми участниками. Для этих целей, помимо деловых мероприятий, в рамках FISH TECH GLOBAL будет также организован Техмарафон – серия профессиональных туров по стендам поставщиков оборудования с обзором представленной экспозиции.
- Информация о предстоящих выставках и событиях на Fishnet.ru здесь и в издании Рыбный Курьер-ПРОФИ.
Источник: seafoodexporussia.com





















