Как норвежский лосось покорил Японию

В 1985 году молодой норвежец Поль Биргер Торгнес скромно следовал за министром рыболовства Норвегии Тором Листау, неся его портфель со встречи на встречу с японскими чиновниками и бизнесменами. Сегодня такую должность назвали бы "политическим советником". Тогда это была практическая школа жизни. И для Торгнеса она стала началом революции в мировой индустрии морепродуктов.

Торгнес, ныне ветеран аквакультуры, тогда был 30-летним энтузиастом. Как и его босс, он верил в огромный нераскрытый потенциал норвежских морепродуктов на мировом рынке.

«Наш рыболовный сектор экспортировал тогда примерно на 7 млрд крон (около 650 млн долларов), и 2 млрд из них составляли государственные субсидии, — вспоминает Торгнес в интервью IntraFish. — И у политиков, и у самой отрасли было четкое желание сделать сектор более рыночно-ориентированным и прибыльным».

Министр Листау видел огромные возможности в Японии – тогда крупнейшем рынке морепродуктов в мире. В 1985 году он инициировал «Проект Япония» – совместную правительственно-отраслевую программу по завоеванию японского рынка для норвежской рыбы. (После ухода из политики Листау продолжил работу в отрасли, став директором по организации в лососевой компании Cermaq).

Доступ на новые рынки, особенно такой закрытый, как Япония, был крайне сложен. Жесткие экспортные квоты, высокие тарифы, логистические препоны – все это сдерживало фрагментированную норвежскую отрасль.

В феврале 1985 года делегация из 15-20 человек отправилась в Японию с тремя целями: улучшить рыночный доступ, наладить отраслевую кооперацию и изучить потенциал для норвежского лосося, объемы производства которого в Норвегии стремительно росли.

Кульминацией поездки стало участие в крупнейшей продовольственной выставке Foodex в Токио, где Норвегия была в центре внимания СМИ. 
«Мы должны были продемонстрировать суши,
 — рассказывает Торгнес. — Проблема была в том, что никто из норвежцев до этого суши не пробовал!»

Накануне выставки норвежский посол пригласил всю делегацию в свою резиденцию на экстренный мастер-класс по поеданию суши. Приглашенный шеф-повар учил гостей есть суши изящно. «Не всем это сразу понравилось, — признается Торгнес. — Но мы научились улыбаться и говорить "очень вкусно"».

Успех на Foodex был не только медийным. За кулисами делегация активно лоббировала японских чиновников, добиваясь доступа не только для лосося, но и для основной тогда экспортной продукции – мойвы, икры мойвы, сельди и скумбрии. На тот момент лишь горстка норвежских экспортеров имела лицензии на продажи в Японию.

Неделя, проведенная делегацией вместе в автобусе по дорогам Японии, по словам Торгнеса, сыграла ключевую роль: «Люди начали разговаривать. В итоге мы добились понимания и согласия на то, чтобы использовать Японию как "пилотный проект" для отработки сотрудничества с целью усиления экспорта норвежских морепродуктов».

По возвращении Торгнесу поручили написать отчет. Этот документ лег в основу формального запуска «Проекта Япония» под эгидой Норвежского экспортного совета (НЭС).

Два человека стали ключевыми фигурами на раннем этапе:

Хироёси Нива: Возглавлял офис НЭС при посольстве Норвегии в Токио.

«Без поддержки политиков и послов у нас ничего бы не вышло. Были полная самоотдача и работа на пределе. Но без Нивы успех все равно был бы невозможен. Он пользовался огромным уважением в японском бизнес-сообществе и открывал все двери», — подчеркивает Торгнес.

 Шеф-повар Ишинабе Сан: Первый в Японии, кто рискнул положить кусочек выращенного норвежского лосося на комочек риса для суши. Этот скромный акт положил начало глобальному кулинарному сдвигу.

Несмотря на скромный бюджет (вместо запланированных 60-100 млн крон получили лишь 20 млн), команда добилась невозможного.

Источник/фото: Рыбный союз

Сообщение
Нажмите здесь, чтобы написать ответ
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>