Как в Арктике будут восполнять дефицит "народной рыбы"
Популяция тресковых видов рыб в Арктике на пике снижения: объем вылова продолжает падать в Карелии, НАО, Архангельской и Мурманской областях. Рыбопромышленному сектору придется в ближайшие годы замещать самые популярные в Поморье продукты другими дарами моря, а также изменить беспечное отношение к рыбным субпродуктам на более рачительное.
Северяне уже сокращают треску в своем рационе. А все потому, что "народная рыба" стала сейчас значительно дороже мяса и перебирается в разряд элитных продуктов. Достаточно сказать, что в Архангельской области в прошлом году океанический промысел рыбы (в основном это тресковые породы) опустился ниже планки 70 тысяч тонн. Для сравнения: годом ранее объем выловленной рыбы в океане составлял 85 тысяч тонн. Квота была выбрана практически полностью - на 95 процентов, а ее объем по треске рыбодобывающие компании освоили уже в октябре. Сократился вылов трески и пикши в прошлом году и в Карелии - примерно на 30 процентов.
Снижение добычи тресковых пород вызвано объективными причинами: динамика численности популяции движется по синусоиде - в какой-то момент линия стремится вверх, в какой-то момент падает. Сейчас численность трески в Северном бассейне находится в самой низкой точке - на дне.
- Популяция трески и пикши идет на уменьшение, повышение может начаться только с 2029 года. Поэтому квоты, которые выделяются Росрыболовством, за последние пять лет уменьшились практически в два раза, - пояснила спецкору "РГ" министр АПК и торговли Архангельской области Ирина Бажанова.
По данным Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, общий допустимый улов северо-восточной арктической трески, установленный Россией и Норвегией для совместно управляемых запасов, в 2025 году снова снижен - теперь на 25 процентов (до 340 тысяч тонн). Рекомендации в отношении пикши тоже пессимистичные - улов необходимо снизить почти на восемь процентов.
- Существенное снижение общего допустимого улова трески, а также снижение по пикше, вызванное естественными причинами, означает, что рыбной отрасли в Северном бассейне нужно готовиться к непростым годам, так как расходы компаний растут, а ресурсная база снижается, - отметил член совета Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Сергей Сенников.
Неожиданным для рыбаков стали и рекомендации Российско-Норвежской комиссии по рыболовству отказаться в 2025 году от промысла мойвы в Баренцевом море, хотя ее добыча в Северном бассейне в прошлом году увеличилась более чем на 50 процентов.
- Видимо, изменения в экосистеме Баренцева моря оказали такое влияние на этот запас. Это лишний раз подтверждает, что необходимы дополнительные научные исследования, чтобы понять, что происходит с запасами, - комментируют решение в ассоциации.
Для того чтобы хоть как-то остановить удорожание привычного для Севера рациона, архангельский тралфлот и министерство агропромышленного комплекса региона при содействии Архангельского УФАС подписали соглашение о стабилизации оптово-отпускных цен на дары моря. Сообщается, что в перечень вошли треска свежемороженая и горячего копчения, печень трески, а также зубатка холодного копчения. Производитель обязуется сдерживать отпускные цены на них. При этом в ФАС России считают, что соглашения о стабилизации цен целесообразно заключать на всех этапах товаропроводящей цепи.
Но от сокращения квот страдают не только трескоеды: рыба - один из главных экспортных продуктов Архангельской области, источник наполнения казны, возможность заработка для тысяч людей. Так, в прошлом году объем экспорта в агропромышленном комплексе Поморья (в основном рыбы) составил 145 миллионов долларов.
Чтобы компенсировать снижение добычи, предприятиям Арктики придется переориентироваться на другие водные бассейны. В правительстве Архангельской области рассказали, что речь может идти о морях в акватории Африки: более двух лет Росрыболовство организует экспедиции по изучению биоресурсов у африканского побережья. Цель - расширить географию промысла российского флота.
В Росрыболовстве сообщили, что работа Большой африканской экспедиции продолжится до начала 2026 года, а в сферу исследований Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии попали 18 государств Западной Африки и западной части Индийского океана: Марокко, Мавритания, Нигерия, Камерун, Экваториальная Гвинея, Республика Конго, Ангола. Ученые изучают возможности промысла здесь мелких пелагических рыб - европейской сардины, восточной скумбрии, европейской и западноафриканской ставрид.
А раз уж треска становится в России на вес золота, и отношение к ней необходимо менять, в том числе к плохо востребованным сегодня плавникам, хвостам и внутренностям. Пока это отношение можно назвать беспечным в самом прямом смысле этого слова. Как рассказали в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, часть ценнейшего сырья, включая печень трески, приходится утилизировать. А все потому, что в прибрежном рыболовстве на судах сегодня очень сложно организовать выпуск продукции из рыбных отходов и субпродуктов. Для изменения ситуации общественники предложили разрешить такую переработку на законодательном уровне.
- В Северном рыбохозяйственном бассейне доставка донных видов рыб в свежем или охлажденном виде (как предусмотрено законом для продукции прибрежного рыболовства) возможна только после обработки улова на борту судна. Охлажденная рыба далее доставляется на берег, а доставка рыбных отходов (головы и прочих) и субпродуктов (печень и молоки) либо невозможна, либо из-за короткого срока годности довезти можно только небольшую часть, - рассказал Сергей Сенников. - В результате отходы и субпродукты, включая печень трески, приходится выбрасывать. Хотя их можно использовать для производства пищевой и непищевой рыбной продукции на борту прибрежного судна, что особенно актуально сейчас, когда запасы атлантической трески и пикши находятся на исторически низком уровне.
Изменения, которые ассоциация предлагает внести в федеральный закон о рыболовстве, разрешат производить на прибрежных судах пищевую и непищевую продукцию. "Прежде всего консервы из печени трески, которые поставляются на отечественный рынок и пользуются высоким спросом у населения, а также рыбную муку, которая используется для производства кормов", - уточнили в организации.
И сообщили, что общий потенциал производства консервов из печени трески может составить более 900 тысяч банок - из расчета прибрежной квоты трески 2025 года. Более того, часть судов предлагается дооборудовать установками для переработки отходов и производства рыбной муки прямо в море. Важно также, что вся эта продукция будет предназначена для внутреннего рынка.
Всё свалили в одну кучу, и треску и африканские страдания и прибрежку и Арктику. Чего сказать хотели не понятно.
Мне показалось, что посыл вполне понятный. Сырьевая база сократилась, надо искать возможности сохранить рабочие места ( идти в Африку), производить больше продукции из меньшего объема сырья. Изменить законодательство, чтобы не терять часть сырья на прибрежном промысле.
Александр, а куда в Африку, можно конкретнее?
У ВНИРО надо спросить))) Иначе, что они там делают с большой экспедицией))
Африку в советское время изучили вдоль и поперёк. Сейчас только обновляют состояние давно изученных ресурсов.
Может быть чего-то стало больше, но, скорее всего, меньше.
Но, даже если в результате будут какие-то рекомендации по промыслу, найти энтузиастов-авантюристов будет не просто. Там ведь надо платить за доступ, а на помощь родного государства рассчитывать не приходится.
За последние тридцать лет было немало попыток компаний и с Севера, и с Балтики, и с ДВ в разных африканских странах. Все прогорели. Наш пелагический флот работает только в Марокко и Мавритании. Время от времени - Ангола, Намибия и Гвинея-Бисау.
Треску ловят другие суда, значит надо искать другие объекты, донные. А к донным видам у всех африканских стран особое внимание, и стоимость лицензий выше (взятки и стоимость лоббирования отдельная история).
Так что, экспедиция большая, политический эффект, возможно, будет заметен, но не более того.
хотели сказать, что нарастить производство аквакультургого лосося на 300-400 тысяч тонн в год- не наш путь.
Треска - не “народная рыба”. Конечно, можно позанудствовать с определениями и границами, но она давно вышла из дешевого сегмента. Собственно, и графика в конце материала это демонстрирует, еще добавить бы к ней, что реально потребляется, а то предпочтения у меня роллс-ройс и майбах с теслой, а езжу-то совсем на других марках.
























