Российские рыбаки нацелились на внутренний рынок КНР
- РџРѕРТвЂВВВВВВВВелРСвЂВВВВВВВВться
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Структура поставок российского минтая в КНР меняется на фоне развития внутреннего потребления этой продукции в Поднебесной. В отличие от мороженого минтая экспорт продукции глубокой переработки в Китай растет ускоренными темпами, российские рыбаки последовательно вытесняют конкурентов и видят перспективы на новых нишевых рынках. Об этом в ходе Российско-Китайского форума в Хабаровске рассказал президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.
19 мая глава АДМ Алексей Буглак принял участие в одной из сессий форума «Агроэкспорт: как продавать в Китае». В ходе выступления он напомнил, что Китай остается ключевым экспортным рынком для российской рыбы: на него приходится 58% внешних поставок. В 2024 году российские рыбаки поставили в КНР 1,1 млн тонн рыбопродукции на общую сумму 2,7 млрд долларов. «За 10 лет объем российского экспорта рыбы и морепродуктов в КНР вырос более чем в 2,2 раза в деньгах и на 35% в объеме. И, если основным драйвером увеличения стоимости экспорта являются крабы, то основной товарной позицией по объему остается мороженый минтай. Вместе с тем, в ретроспективе спрос на мороженый минтай в Китае постепенно снижается: только за прошлый год экспорт снизился на 12% до 483 тыс. тонн», — рассказал глава АДМ. Основная причина — снижение спроса на филе минтая, которое китайские перерабатывающие заводы производят из российского сырья, на фоне роста издержек, усиливающейся конкуренции, санкционных ограничений и снижения цены на основных рынках потребления.
Одновременно со снижением спроса на продукцию для реэкспорта внутренний спрос на минтай в КНР растет. Речь о продукции глубокой переработки однократной заморозки. Ее экспорт за 4 года вырос в 20 раз. Так, в прошлом году российские рыбаки поставили в КНР 44 тыс. тонн филе и сурими из минтая. «Наша продукция вытесняет продукцию конкурентов. Но рост поставок сопровождается снижением цен, в том числе в сравнении с конкурентами. Частично эта разница компенсируется более короткой и дешевой логистикой. Но в целом, конечно, спрос на продукцию глубокой переработки еще должен будет пройти проверку на устойчивость, когда начнется фаза восстановления экспортных цен», — объяснил Алексей Буглак. По его словам, перспективным товаром для расширения экспорта в КНР является икра минтая. Он напомнил, что прошлом году ассоциация запустила программу по созданию нового нишевого рынка в Китае. Цель проекта – сформировать устойчивый и значимый по объему спрос на икру минтая в стране. На первоначальном этапе речь о 5 тыс. тонн ежегодных поставок.
«Мы провели исследование рынка для оценки потенциала икры и возможной стратегии работы с привлечением маркетингового агентства из Шанхая. Китайский шеф-повар разработал для нас рецепты готовых блюд китайской кухни с икрой минтая, их первую дегустацию мы провели на выставке в Циндао. Также мы запустили официальный канал АДМ в Вичате», — рассказал Алексей Буглак. По его словам, значимым шагом стало приглашение китайских покупателей принять участие в икорных аукционах в Пусане. Впервые за всю историю этих аукционов российские и китайские компании заключили контракты на поставки.
Сейчас ассоциация работает над созданием прототипов продуктов с учетом предпочтений местных потребителей и кулинарных традиций, планируется серия переговоров с китайскими переработчиками и демонстрация наработок. Также в планах запуск кампании по продвижению икры минтая в ресторанах. «Сегодня эта ниша (ред. — икра минтая) на китайском рынке свободна, и я уверен, что, кто первый из китайских переработчиков и производителей продуктов питания сможет оценить её потенциал, тот и соберет сливки», — заключил глава АДМ.