Японцы едят всё меньше рыбы: что случилось и чего ожидать
- РџРѕРТвЂВВВВВВВВелРСвЂВВВВВВВВться
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Потребление рыбы и морепродуктов в Японии снизилось на 45% с 2001 года — до 22 кг/чел. в год (в весе рыбопродукции) и 40 кг/чел. в год (в весе сырца). Доля продукции из ВБР в расходах домохозяйств на питания сократилась с 11% в 2001 году до 7,2% в 2023 году, подсчитал Аналитический центр Рыбного союза на основе статистических данных правительства Японии.
Возможная причина сокращения потребления рыбы — опережающий рост розничных цен по сравнению с другими белковыми продуктами. В 2014-2024 годах розничные цены на рыбу в Японии выросли на 47%, мясо подорожало на 28%, молочные продукты и яйца — на 29%.
Сыграла свою роль и ситуация с балансом сырья
После пика в 1984 году (12,8 млн тонн) производство рыбы и морепродуктов в Японии (вылов+аквакультура) к 2001 году сократилось в 2 раза, до 6,1 млн тонн, а к 2022 году упало до 3,9 млн тонн.
При этом с 2001 года японский экспорт рыбы и морепродуктов (313 тыс. тонн в весе рыбопродукции на сумму $1,1 млрд) начал стремительно нарастать. В конце 2006 года тогдашний премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил о планах по увеличению экспорта продукции АПК до 1 триллиона йен ($8,6 млрд) к 2013 году. К 2013 году эта цель не была достигнута, и ее перенесли на 2020 год (тогда японцам удалось экспортировать сельхозпродуктов на 986 млрд йен). Своего пика японский экспорт ВБР достиг в 2018 году — 750 тыс. тонн (в весе рыбопродукции) на $2,7 млрд.
В конце 2020 года правительство Японии приняло "Стратегию действию по расширению экспорта продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства», где поставило новые амбициозные ориентиры по экспорту продукции АПК — 2 трлн йен ($14 млрд) к 2025 году (по факту достигли 1,5 трлн йен — $10 млрд в 2024, в том числе рыбы и морепродуктов на 390 млрд йен — $2,4 млрд) и 5 трлн йен ($35 млрд) к 2030 году (из них продукции ВБР 1,2 трлн йен ($8,4 млрд).
Поначалу японцы "компенсировали" сокращение вылова ростом импортных поставок ВБР: они достигли пика в 2001 году — 3,8 млн тонн, но потом начали снижаться и достигли 2,2 млн тонн в 2023 году.
При этом доля импортной рыбопродукции на японском рынке достигает почти 60% (3 млн тонн из 5 млн тонн в весе сырца).
Борьба за потребление рыбы
Чтобы решить проблему снижения потребления рыбы и морепродуктов, в 2022 году Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии (MAFF) объявило 3-7 числа каждого месяцами «Рыбными днями». Участниками инициативы стали уже 1010 компаний: рыбопереработчики, рестораны, торговые сети. Каждый участник взял на себя обязательство по проведению мероприятий, направленных на повышение потребления рыбы и морепродуктов.
Среди них обучение правильному питанию – "сёкуйку" (食育), фестивали, конкурсы, промо-акции на сезонные товары, продажи "лицом-к-лицу" через прилавок (продавец объясняет, как правильно приготовить рыбу), снижение отходов и новые продукты, главная идея которых – упросить и ускорить процесс приготовления.
Самые интересные:
- торговая сеть Aeon Retail Co. разработала наборы для приготовления рыбного супа из малопопулярных видов рыб
- производитель продуктов питания Kewpie создал продукты в концепции "ясай-ика" (野菜+魚): гармоничное сочетание рыбы и овощей, такие блюда содержат как белки из рыбы или морепродуктов, так и клетчатку, витамины и минералы из овощей.
- производитель продуктов питания Suzugoro Kamaboko выпустил рыбные батончики с повышенным содержанием протеина для спортивного питания и порошок сурими: для приготовления его нужно залить водой, придать желаемую форму и нагреть.
- рыбопереработчик Kabushiki Kaisha решил заняться возрождением популярности традиционного местного блюда, которое попадает в современные тренды – колбасы из акулы.
- рыболовная и рыбоперерабатывающая компания Abecho Shoten делает ставку на еще один потребительский тренд — "косёку" (孤食), который означает "употребление пищи в одиночестве": готовые блюда в упаковке на одну порцию.
Прогнозы/выводы:
Удастся ли японцам сохранить традиционно высокий уровень потребления рыбы — покажет время.
С учетом негативных тенденций в части вылова и планов по наращиванию экспорта у Японии есть два инструмента для укрепления сырьевой базы: развитие аквакультуры и увеличение импорта рыбы и морепродуктов.
Сообщалось также:
- Россия в первом квартале 2025 экспортировала в Японию рекордные 4,5 тыс. т сурими (подробнее)
Источник: Рыбный союз