Для пищпрома вводили «налог на налог», а позже отменили
Отраслевые объединения, представляющие пищевую промышленность и торговые сети, обратились к председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой освободить их от госпошлины за внесение сведений об обороте товаров с маркировкой. Если пошлину введут — вырастут цены, а еще возродится серый рынок, для борьбы с которым и появилась маркировка, предупреждают участники рынка.
Проект федерального закона № 1026190-8 будет рассматриваться в Госдуме уже 22 октября. Он предусматривает введение госпошлины за внесение сведений об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке, в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ). Маркировка, то есть нанесение уникальных идентификационных кодов, была введена 31 декабря 2017 года для отслеживания товара на всех этапах поставки, от производителя до полки магазина, чтобы обеспечить легальность и безопасность продукции. Сейчас маркируют значимую часть продуктов питания и напитков, постоянно добавляются новые категории.
Авторы письма напоминают, что они уже и так платят за маркировку (марка на единице товара, на каждой бутылке молока или банке пива стоит 60 копеек), но и 20% НДС. Но и это не все: помимо номинальной стоимости самой отметки, есть и дополнительные расходы производителей на нанесение, контроль и администрирование. В итоге товар дорожает в среднем на один рубль, и эта надбавка ложится на конечного потребителя.
Бизнес уже оплачивает издержки оператора системы. Новая пошлина за то же самое действие — дублирование платежа, которое не имеет экономического обоснования. Удивляет авторов и то, что законопроект наделяет Центр развития перспективных технологий, оператора цифровой маркировки, правом взимать государственную пошлину. Это прецедент — коммерческий оператор получает статус сборщика государственных платежей.
Проект закона предусматривает одинаковый сбор для всех видов товаров, возмущаются участники рынка.
Сейчас пищевая промышленность платит оператору системы за коды маркировки почти 52 млрд рублей в год, говорится в письме. Как увеличится эта сумма, если законопроект будет принят в нынешнем виде, пока неизвестно — в документе не указаны базис расчета и ставки. «Бизнес негативно воспринимает само обложение налогом обязательного вненалогового платежа», — говорит исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз». Профильные ведомства еще не договорились даже о самой возможности привязки пошлины к маркировке, нет единой адекватной информации ни о ее размере, ни о механизме ее работы, а уже вносят изменения в Налоговый кодекс, возмущается собеседник из крупной FMCG-компании.
Введение новой пошлины прежде всего отразится на малых и средних предпринимателях.
Торговых сетей эти поправки тоже касаются: практически все ретейлеры производят продукцию под собственными торговыми марками (СТМ), а значит, тоже должны маркировать выпускаемый товар. Доля СТМ на рынке товаров повседневного спроса (FMCG) в деньгах в январе-апреле 2025 года выросла на 0,7 п. п., до 15,1% по отношению к аналогичному периоду 2024 года, говорится в обзоре «Нильсен». Ассоциация компаний розничной торговли, также подписавшая обращение к Михаилу Мишустину, комментировать письмо и последствия введения пошлины отказалась.
Подорожание по всей цепочке
Рост себестоимости продукции из-за нового фискального сбора приведет к повышению цен для конечных потребителей.
«Пошлина станет еще одним драйвером увеличения цены для потребителя», — считает председатель Рыбного союза Александр Панин. Мера грозит снижением доступности базовых продуктов, а это противоречит заявленным целям по укреплению продовольственной безопасности.
Помимо роста цен, говорят участники рынка, введение новой пошлины может привести к возрождению серого рынка, для борьбы с которым и вводилась маркировка. Любой дополнительный платеж с единицы товара — прямое давление на маржинальность, как следствие — неизбежный рост нелегального рынка. Уход производства в серую зону повлечет за собой сокращение акцизных отчислений и невозможность контроля качества продукции.
Forbes обратился в комитет Госдумы по бюджету и налогам с просьбой прокомментировать опасения производителей, однако оперативно получить ответ не удалось.
После публикации материала, источник, близкий к правительству, сообщил, что пошлина на введение информации в систему маркировки вводиться не будет. Соответствующие уточнения будут внесены ко второму чтению. Развитие радиоэлектронной отрасли будет обеспечено иными, более адресными мерами, пояснил источник.
Источник: forbes.ru (в сокращении)




















