Как нарастить выручку от экспорта рыбы и увеличить её внутреннее потребление одновременно (инфографика)
Структуру экспорта рыбной продукции, барьеры для его развития, перспективные направления и меры стимулирования обсудили участники круглого стола в рамках деловой программы Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге.
Организаторами мероприятия выступили Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота АСРФ и Росрыболовство.
Участники мероприятия неоднократно подчеркнули, что перед российским РХК стоят две разнонаправленные задачи:
-
Увеличить внутреннее подушевое потребление рыбы с 24,6 (в 2024 году, Росстат) до 28 кг в год (рациональная норма Минздрава) – на это дополнительно потребуется 0,5 млн тонн сырья;
-
Довести объем экспортной выручки российской продукции из ВБР к 2030 году до $8,5 млрд с уровня $5,2 млрд в 2024 году - для этого нужно минимум 1,4 млн тонн сырья (при сохранении текущей структуры экспорта).
Заместитель руководителя Росрыболовства Андрей Яковлев отметил, что одно из базовых ограничений, в которых работает отрасль, – это ограниченность ресурсного потенциала. Согласно стратегии развития АПК и РХК до 2030 года, вылов может вырасти до 5,13 млн тонн, а производство аквакультуры достичь 618 тыс. тонн (совокупно это даст порядка 400 тыс. тонн к среднему уровню за последние 5 лет).
Выступающие пришли к выводу, что дальнейшее наращивание экспортной выручки возможно за счет углубления переработки, увеличения добавленной стоимости на территории страны.
По мнению аналитического центра Рыбного союза, одно из ключевых направлений здесь — увеличения доли экспорта продукции в потребительской упаковке, готовых и полуготовых блюд.
Рост выпуска готовой еды может стать драйвером развития рыбопереработки, поскольку спрос на готовые к приготовлению и употреблению продукты растет. Снижение в конечном продукте доли сырья – наиболее волатильного по цене компонента – способствует стабилизации полочных цен. При этом производство готовой еды дает больше добавленной стоимости, чем сырье: государство получает рост поступлений в бюджет, а экономика – дополнительные рабочие места.
В настоящее время доля готовой продукции в российском экспорте продукции из ВБР невелика и колеблется в районе 2% в деньгах. В 2024 году Россия экспортировала лишь 36 тыс. тонн готовой продукции из ВБР на сумму $120 млн – это в 3 раза меньше готовой продукции в весе и в 6 раз меньше в деньгах, чем Индия; в 13 раз меньше в весе и в 20 раз меньше в деньгах, чем Таиланд.
Какие барьеры для увеличения экспорта видят российские рыбопереработчики?
Прежде всего, это общая техническая и технологическая отсталость производства рыбопродукции как результат хронического недоинвестирования. Отсталость производства ведет к высокой себестоимости продукции и технологичному отставанию в части предложения наиболее передовых упаковочных решений, из-за которой наша продукция, упакованная для Потребителя неконкурентна на мировом рынке. Есть также ряд частных проблем: короткие сроки годности, сложности проведения валютных операций, госрегулирование цен на часть нашей продукции в ряде стран-импортеров.
Для увеличения потенциала экспортной выручки и достижения при этом целей программы по увеличению внутреннего потребления рыбной продукции, необходимо менять структуру товарной матрицы, увеличивая в ней долю продуктов из ВБР с максимально глубокой переработкой. При этом, для увеличения выпуска продукции глубокой степени переработки нужно повышать инвестиционную привлекательность континентальной рыбопереработки, используя возможности РЭЦ, АНО АПРП, меры государственной поддержки и прочие доступные механизмы.


Источник/инфографика: Рыбный союз




















