Новый раунд борьбы за потребление рыбы в Норвегии
- РџРѕРТвЂВВВВВВВВелРСвЂВВВВВВВВться
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
По последним данным норвежского министерства здравоохранения, потребление рыбы в Норвегии (в весе сырца) сократилось с 2013 года на 17% − до 30,4 кг/чел. в 2023 году.
В весе рыбопродукции потребление в 2022 году оказалось на самом низком уровне с 2003 года − менее 19 кг/чел. в год.
По данным центрального статистического бюро Норвегии, рыба и морепродукты стали самой подорожавшей категорией продуктов питания в норвежской рознице (в период с января 2013 года по март 2025 года).
Рост цен составил 92% (для сравнения, мясо подорожало в 2 раза меньше − на 47%, а сладости − только на 37%).
Интересно, что падение потребления рыбы в Норвегии продолжается на фоне плавного снижения рыбного экспорта в натуральном выражении.
С 2021 года он ежегодно уменьшается и сократился на 9% − до 2,82 млн тонн (в весе рыбопродукции) в 2024 году.
При этом в деньгах наблюдается резкий рост экспортных поставок: по итогам 2024 года плюс 34% к 2019 году - $16,3 млрд.
В 2024 году министерство здравоохранения Норвегии обновило (впервые с 2012 года) диетические рекомендации:
- норма потребления рыбы составляет 300-450 граммов в неделю (из них не менее 200 граммов должно приходиться на жирную рыбу: семгу, форель, сельдь, скумбрию)
- предпочтительная частота потребления: 2-3 раза в неделю.
В марте 2025 года норвежский совет по рыбе и морепродуктов запустил кампанию по повышению имиджа аквакультуры внутри Норвегии.
Цель − "открыть жителям Норвегии индустрию морепродуктов" (на самом деле − развеять стереотипы, которые негативно сказываются на восприятии продукции аквакультуры потребителями).
Что сделал ритейл?
В январе 2025 года две крупные норвежские торговые сети Extra и Kiwi снизили цены на рыбу, что привело к резкому росту продаж.
Сеть супермаркетов Extra выбрала в качестве целевой аудитории семьи с детьми: после снижения стоимости рыбопродукции в 20% ее продажи в январе 2025 года выросли в 2 раза к уровню января 2024 года. Свою роль сыграл и маркетинг: один из вирусных роликов набрал 1,5 млн просмотров в TikTok.
Торговая сеть Kiwi снизила цены на 100 полезных продуктов питания, в том числе на рыбу. В результате число проданных единиц свежей рыбы выросло (январь 2025 года к январю 2024 года) на 54%, а продажи филе семги и форели увеличились в 3,5 раза.
Норвежские торговые сети повторяют успешный опыт. Напомним, что в октябре 2023 года KIWI уже снижала цены на рыбу на величину НДС (15%). Торговые сети REMA и Extra последовали примеру конкурента и опустили цены – уже на 20%.
В итоге цены в KIWI также уменьшили на 20%. Результат не заставил себя ждать: продажи рыбной продукции в KIWI в среднем выросли на 66% по сравнению с предыдущей неделей, а в отдельных категориях подскочили еще выше: филе лосося купили больше на 97%, сурими — на 154%, запеченной трески — на 513%. В 2019 году KIWI уже снижала цены на рыбу на величину НДС на шесть недель, тогда продажи рыбной продукции выросли на 42%.
Источник: Рыбный союз