Регулирование цен нужно оставить рынку
Регулирование цен на продовольственные товары обсудили на круглом столе Экспертного совета по развитию торговли и защите прав потребителей Комитета Госдумы по промышленности и торговле.
С докладом выступил председатель Рыбного Союза Александр Панин.
Глава отраслевого объединения прокомментировал отчет ФАС России по итогам анализа формирования наценок на рыбную продукцию на всех этапах товародвижения "от рыбака до розницы" и рассказал о том, как реально формируется цена в цепочке поставок.
Отраслевое сообщество категорически не согласно с выводами ФАС о том, что: "на формирование отпускной цены существенно влияет количество посредников в цепочке реализации рыбной продукции", а также с мнением о том, что для снижения цен на рыбную продукцию необходимо:
1. уменьшение количества посредников в цепочке "от рыбака до розницы"
2. развитие механизмов биржевой торговли рыбной продукцией.
Основные тезисы доклада Председателя Рыбного Союза:
• Динамика оптовых цен на рыбу: цена "от рыбака" на внутреннем рынке напрямую увязана с ценами мирового рынка, которые, в свою очередь, зависят в основном от объемов вылова того или иного водного биоресурса, сезонности и конъюнктуры рынка (активности основных игроков).
• Трансформация рыбной продукции "от рыбака" до полки необходима: большая часть продукции "от рыбака" в принципе не пригодна для реализации конечному потребителю и требует дополнительной переработки, как минимум – фасовки в потребительскую упаковку, как правило, фиксированного веса – до 1 кг.
• Структура конечной стоимости отражена в "ценовых стаканах": цена на сырье "от рыбака" и цена на продукцию, упакованную для потребителя, на полке может отличаться более чем в 2 раза, но ни на одном из этапов трансформации продукции нет высокой маржи. Самые весомые доли в конечной цене — это стоимость сырья и стоимость переработки сырья в продукцию, пригодную для реализации потребителю.
• Фактор цены: не важно, насколько длинный путь проделала рыбная продукция на пути к прилавку, в итоге цена закупки этой продукции ритейлом будет зависеть исключительно от текущей на момент закупки конъюнктуры рынка, от баланса спроса и предложения. Зачастую именно трейдеры и переработчики вынуждены продавать отдельные виды продукции даже с отрицательной маржой.
Только свободные рыночные отношения, открытая конкуренция, при минимальном вмешательстве государства способствуют развитию отраслей, повышению их инвестиционной привлекательности, развитию производств, повышению качественного предложения и, как следствие, – повышению привлекательности предложения для потребителя.
Источник: Рыбный союз