Рекордный импорт снежного краба в США маскирует растущую волатильность рынка
Сектор морепродуктов США вступает в период высокой неопределённости из-за новых пошлин администрации Трампа и ослабления доллара. Эти факторы перестраивают цепочки поставок, взвинчивают цены и ставят импортные морепродукты в невыгодное положение.
Хотя объёмы поставок камчатского и снежного краба уступают таким массовым категориям, как креветки, эти виды остаются важным высокодоходным продуктом. По данным на июнь 2025 года, США импортировали около 1,7 тыс. тонн камчатского краба и 46,7 тыс. тонн снежного краба, включая уловы Аляски.
Около 28% камчатского и 97% снежного краба в США — импортные. Ключевые поставщики камчатского краба в 2025 году — Норвегия и Япония, хотя Аляска остаётся главным источником. Снежный краб поступает в основном из Канады, Норвегии и Гренландии. Новые пошлины (25% на Японию и 15% на Норвегию) делают их продукцию менее конкурентоспособной по сравнению с канадским и американским крабом, что ещё сильнее ограничивает и без того напряжённые поставки.
Сезоны добычи в Канаде и Норвегии близки к завершению, но США импортируют снежного краба рекордными темпами как по объёму, так и по цене. За первое полугодие импорт вырос на 11% (до 46 тыс. тонн), а цены значительно превысили уровни 2024 года. Однако в ближайшие месяцы поставки, вероятно, сократятся.
Камчатский краб сталкивается с аналогичными проблемами: импорт из Норвегии вырос на 110%, а цены — на 60-70%. Его доступность ограничена не столько спросом, сколько природными ресурсами.
Российские производители краба, обладающие крупнейшими ресурсами, продолжают ориентироваться на азиатские рынки. В августе откроется промысел камчатского краба в Баренцевом море, что увеличит поставки живого и замороженного краба в Азию.
Китай и Южная Корея остаются ключевыми рынками для живого краба, а Япония — главный покупатель замороженного. Однако в Японии намечается переизбыток предложения и снижение спроса, что начинает давить на цены.
Госдума РФ внесла поправки в закон о квотах на вылов краба в Баренцевом море: компании, получившие квоты, смогут начать промысел уже в 2025 году, а не с 2026-го, как планировалось ранее.
Русский краб получила квоту 4,8 тыс. тонн и будет поставлять замороженного краба в Японию и не только.
СЗРК может увеличить квоту до 4,9 тыс. тонн, но её продукт (варёно-мороженый краб в рассоле) менее востребован в Японии из-за высокого содержания соли.
В июне 2025 года японский импорт замороженного камчатского краба упал на 39%, снежного — на 30% по сравнению с 2024 годом.
Норвегия в июле 2025 года экспортировала морепродуктов на $1,35 млрд (+8% к июню). Основные рынки — Польша, Китай и США.
Камчатский краб: экспорт 118 тонн ($11,5 млн), в том числе 91 тонна живого ($4,3 млн).
Снежный краб: 630 тонн ($10,9 млн), крупнейшие покупатели — США, Япония и Нидерланды.
США импортировали 4,9 тыс. тонн норвежского снежного краба за первое полугодие, а цены выросли более чем на 50%. Однако новая 15% пошлина ставит норвежский краб в невыгодное положение по сравнению с канадским и аляскинским.
Общий допустимый улов (ОДУ) камчатского краба на 2025/26 год снижен на 4% — до 1,9 тыс. тонн.
Из-за санкций против России Аляска вновь стала крупнейшим поставщиком камчатского краба в США, опередив Норвегию. Ожидается решение по квотам на камчатского краба в Беринговом море и снежного краба на сезон 2025/26.
В июне 2025 года США импортировали 13,8 тыс. тонн канадского снежного краба (+26,1% к 2024 году). За первое полугодие поставки достигли 41,1 тыс. тонн (+10,1%).
Это рекордный уровень за последние пять лет, что объясняется:
- активными промо-акциями
- стремлением канадских производителей нарастить экспорт до возможного введения пошлин.
Отсутствие пошлин по соглашению USMCA даёт Канаде преимущество перед Норвегией и Россией.





















