Российские краболовы под двойным ударом
- РџРѕРТвЂВВВВВВВВелРСвЂВВВВВВВВться
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Российские рыбодобывающие компании, особенно ориентированные на экспорт ценных водных биоресурсов, таких как краб, столкнулись с серьезными экономическими вызовами. Два мощных фактора – устойчивое снижение курса доллара США по отношению к рублю и падение стоимости краба на ключевом китайском рынке – создают эффект "ножниц", сжимающий маржу и ставящий под вопрос рентабельность многих операций.
Большинство контрактов на поставку краба заключены в долларах США. Когда доллар дешевеет выручка в рублях, получаемая экспортером за тот же объем продукции, автоматически сокращается.
При этом основные затраты компаний (топливо, строительство флота, логистика, зарплаты, выплаты по кредитам) в основном номинированы в рублях. Падение рублевого эквивалента выручки при неизменных или растущих издержках напрямую бьет по прибыли.
Все крабодобывающие компании инвестировали в строительство флота и покупку квот, взяв крупные рублевые кредиты без собственного участия. Текущая ключевая ставка и снижение рублевого потока затрудняет обслуживание долга. Сокращение финансовых ресурсов ставит под вопрос реализацию планов по модернизации, строительству новых судов и дальнейшему развитию.
Китай – абсолютно доминирующий рынок сбыта для российского краба (особенно живого). В последнее время наблюдается устойчивое снижение закупочных цен со стороны китайских импортеров.
Замедление темпов роста китайской экономики, снижение потребительской активности, особенно в сегменте премиальных продуктов, к которым относится краб;
Увеличение предложения краба из других регионов (например, Норвегия, Аляска), рост запасов у китайских трейдеров.
Продолжающиеся ограничения и высокие затраты на транспортировку живого краба морем и по суше.
Падение контрактных цен в долларах одновременно с ослаблением самого доллара приводит к резкому сокращению рублевой выручки.
Совокупное действие этих факторов ставит рыбодобывающие компании-экспортеры в крайне сложное положение:
Значительные инвестиции, сделанные при аукционах на квоты добычи краба, были рассчитаны на стабильно высокие мировые цены и благоприятный валютный курс. Сейчас эти расчеты под вопросом.
Снижение прибыли и проблемы с обслуживанием долга угрожают финансовой стабильности даже крупных игроков.
Возникла острая необходимость диверсификации экспорта (страны ЮВА, ЕАЭС, внутренний рынок), который сталкивается с логистическими сложностями, различиями в потребительских предпочтениях и необходимостью выстраивания новых сбытовых цепочек.
Пути решения на наш взгляд лежат в оптимизации логистики, повышение эффективности промысла, пересмотре операционных расходов.
Также значительную роль могут играть инструменты хеджирование валютных рисков (хотя доступность и стоимость хеджирования сейчас могут быть проблемой), активный поиск и развитие альтернативных Китаю направлений экспорта.
Не маловажно развитие внутреннего рынка и переработки. Увеличение поставок качественной продукции на российский рынок и инвестиции в создание продуктов с высокой добавленной стоимостью (мороженое мясо краба, готовые блюда с крабом, консервы и т.д.) для снижения зависимости от экспорта живого/варено-мороженого краба.
Отдельную работу необходимо проводить с государством. Это в первую очередь обсуждение мер поддержки (например, льготное кредитование, налоговые послабления для компаний, развивающих переработку, поддержка строительства инвестиционных объектов и тд.).
Ситуация для российских экспортеров краба остается напряженной. Восстановление спроса и цен в Китае зависит от макроэкономической динамики в стране. Стабилизация курса рубля к доллару также является неочевидной. В этих условиях выживание и успех компаний будут зависеть от их способности быстро адаптироваться: жестко контролировать издержки, диверсифицировать рынки сбыта, развивать переработку и активно управлять валютными рисками. Период сверхвысоких прибылей от экспорта сырого краба в Китай, похоже, заканчивается, требуя от отрасли перехода к более сложной и диверсифицированной бизнес-модели. Устойчивость компаний в ближайшие месяцы будет серьезно проверена этим двойным финансовым давлением.
Источник: Nomeatnofish
Сша возят краба в живом виде самолётами в Китай. Что мешает держать два борта на Сахалине под нашего краба?
Создать там точку централизованной сборки. Отгрузили на передержку, и крабовик ушёл дальше на промысел. Краба раскидали по контейнерам, закинули в самолёт и полетели. Отдельный причал, вся цепочка под контролем таможенных органов. Хочешь в Далянь лети, хочешь в Шанхай или Гуанчжоу.
На пару грузовых бортов деньги, думаю, найдутся. Какой смысл в этих переходах с промысла через границу? Одних судосуток сколько можно сэкономить со всеми вытекающими, включая оформления в наших и иностранных портах.
Что-то таможне не зашло в Славянке, и начинаются перевесы. То что - нибудь по месту с сертификатами, то краба в бочке надо везти в вет. лабораторию куда то , то сломались, то на границе в Китаем фуры встали в очередь и т. д.
Пора уже переходить в более цивилизованную плоскость.
Что мешает? Цены. США никакого нормального краба не экспортируют, ибо импортируют его отовсюду. Опилио продается без особой прибыли. Камчатский - да, дорог. Но его немного и уж точно недостаточно для аренды самолетов
Согласен, что в США с экспортом краба негусто. Но для наших объёмов аренда пары самолётов с Сахалина – вполне рабочий вариант