Российский рыбный рынок следует мировому тренду на премиальность
Рынок деликатесной рыбной продукции
Российский рыбный рынок следует мировому тренду на премиальность, охватившему сначала Китай и США, а затем и другие рынки потребления. Тренд стимулирует рост продаж дорогостоящих морепродуктов и развитие нишевых сегментов рыбного рынка.
Лакшери-сегмент растёт
К примеру, в последние два года, по данным аналитической компании, продажи черной икры (самого дорогого рыбного товара на внутреннем рынке) выросли на 19% в деньгах и на 5,6% в объеме на российском рынке, отмечает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
Производство продуктов из ракообразных, моллюсков и беспозвоночных неуклонно растёт уже несколько лет, равно как и черной икры.
В топ-5 самых быстрорастущих сегментов рыбопереработки по итогам 2024 года вошли:
- беспозвоночные водные мороженые, сушеные, соленые или в рассоле, копченые (+59,2%, до 3 тыс. тонн),
- консервы из ракообразных, моллюсков и прочих морепродуктов (+41,3%, более чем до 7,2 тыс. тонн),
- ракообразные мороженые (+30,5%, до 112,7 тыс. тонн).
В 2025 году тренд сохранится.
Крабы: дегустации, реклама, популяризация
В отдельное направление всегда выделялись крабы, которые также относятся к ракообразным. В этом году их добыча выросла. По данным Рыбного союза, за первые девять месяцев 2025 года в России добыли около 67 тыс. тонн крабов (+10% к сопоставимому периоду 2024 года). Рост добычи, маркетинговые приемы и ряд других факторов — все это в конечном итоге повлияло на увеличение доли крабов и на отечественном рынке. По данным ВАРПЭ, поставки отечественного краба на внутренний рынок по итогам 2024 года выросли почти на 20%, до 8 тыс. тонн.
Рыбаки расширяют линейку продукции в потребительской упаковке, проводят дегустации в точках продаж и инвестируют в маркетинг, рестораторы популяризируют тренд на потребление клешней недорогих видов краба и расширяют меню блюд из краба, а ритейлеры вкладываются в рекламу и экспериментируют с ассортиментом. Впрочем, крабы остаются дорогим сегментом рынка и вряд ли даже при условии еще большего вылова станут продуктом массового потребления.
Цена краба очень высока для внутреннего рынка
Предприятия, добывающие краба, несут очень большие затраты: им приходится платить по аукционной системе за право обладать ресурсами и нести немалые расходы по строительству специального судна — краболова. Все затраты отражаются в итоговой цене, которая для внутреннего рынка очень высока.
На последних аукционах квота на вылов 1 тыс. тонн различных крабов стоила около 100 млрд руб. Строительство краболова — это еще плюс 2,5–3,5 млрд руб. Так что краб не может стоить дешево, отмечает Георгий Мартынов.
-
Оптовые цены на рыбу и морепродукты в России на торговой площадке Fishnet.ru здесь.
Источник: Коммерсант




















