Тренды ритейла: как изменятся форматы продуктовой розницы в ближайшие годы
Фокус на потребителя определяет развитие российского ритейла. Торговые сети ориентируются на требования покупателей к качеству товаров, их ассортименту, ценам и доступности. Важными факторами при выборе магазина все чаще становятся скорость и удобство покупок. АКОРТ фиксирует ключевые тенденции развития ритейла в краткосрочной перспективе (1-3 года).
Площадь магазинов становится компактнее
Одним из главных долгосрочных трендов станет развитие малоформатной торговли. По итогам прошлого года, по данным X5, самая большая доля на розничном рынке пришлась на магазины «у дома» - 31%. В 2028 году этот формат торговли может занять до 36% рынка.
Причина – в сберегательной модели поведения потребителей. Люди стремятся тратить меньше времени на походы в магазины. Это означает, что торговые точки с самыми необходимыми продуктами должны быть ближе к потребителю. Самыми перспективными направлениями продуктовой розницы в этих условиях станут малые и сверхмалые форматы, а также их франшизы.
По данным «Нильсен», в этом году активнее всего растет число магазинов в 100-200 кв. метров (+15%). Популярность таких торговых точек, по мнению аналитиков, будет увеличиваться. Драйвером развития этого направления станет формат ultra-convenience (ультраудобный). Это магазины минимальной площади, предлагающие самые востребованные продукты для конкретной локации.
Дискаунтеры прибавят в доле
Потребители стали рациональнее в покупках и чувствительнее к ценам. Поэтому на розничном рынке набирает популярность формат жестких дисукаунтеров, работающих по модели EDLP (низкие цены каждый день). Их доля в общем объеме розничного рынка с 2020 по 2024 год выросла вдвое – до 6%, а в 2028 году может увеличиться до 8%.
Этот формат одинаково востребован у потребителей с разным уровнем дохода. По данным «Нильсен», более четверти покупателей дискаунтеров – это люди с доходом 90–150 тыс. рублей в месяц.
По словам председателя президиума АКОРТ Станислава Богданова, жесткие дискаунтеры выигрывают за счет уникального ассортимента собственных марок и привлекательного сочетания цены и качества продаваемых товаров. Рынок дискаунтеров в России далек от насыщения, поэтому будет расти и сохранит высокую устойчивость.
Рост онлайн-продаж продолжится
Еще одним следствием сберегательной модели поведения потребителей станет дальнейшее развитие онлайн-торговли в продуктовой рознице. Такие покупки удобны, а доставка экономит время. Рост этого сегмента будет стимулировать офлайн-сети расширять цифровые сервисы, а регуляторов – усиливать контроль за платформами. В прошлом году онлайн-сегмент, по подсчетам Х5, занял 5% рынка, а в 2028 году его доля может вырасти до 11%, благодаря фокусу на экспресс-доставку из розничных магазинов.
Помимо food-ритейла, растет доля онлайн-продаж в категориях одежды, обуви и электроники. В этих сегментах она приблизилась к половине от общего объема продаж. Крупные непродовольственные ритейлеры развивают собственные маркетплейсы, расширяя ассортимент за счет сотрудничества с малым бизнесом.
Границы между онлайн- и офлайн-торговлей стираются
Сегодня потребитель не разделяет «офлайн» и «онлайн»: он хочет и заказать продукты через приложение и получить доставку в течение часа. Поэтому торговые сети не просто развивают мобильные приложения, но и ускоряют доставку. Омниканальность станет доминирующей моделью на потребрынке. Она позволяет ритейлу взаимодействовать с покупателями каждый день по всем каналам. Это дает возможность проводить просветительскую работу, формируя новые полезные привычки и культуру бережного отношения к природе.
Источник: АКОРТ




















