Почему в России пока не удается наладить механизм целевого обучение судостроителей
В России пока не удается наладить механизм целевого обучения студентов-корабелов. Значительная часть целевых квот, выделяемых на обучение судостроительным специальностям, остается невостребованной.
Об этом говорилось на совещании по вопросам повышения качества подготовки квалифицированных кадров для судостроительной промышленности в Санкт-Петербурге.
По словам помощника президента РФ, председателя Морской коллегии Николая Патрушева, главная причина в том, что абитуриенты слабо подготовлены по базовым для инженеров предметам, прежде всего, по физике, математике и химии.
Дефицит педагогического состава в небольших городах и поселках, а также в сельской местности порой достигает 10-20 процентов. Яркий пример этому - ситуация в Мурманской области. По данным Минобрнауки региона, на 1 августа 2025 года в подведомственных министерству образовательных организациях насчитывалось около 200 вакансий. Школы Мурманской области особенно нуждаются в учителях математики, русского и английского языков, биологии, химии, физики.
- Педагог работает в среднем около 70 часов в неделю, - рассказала корреспонденту "РГ" директор одной из школ региона, попросив не называть ее фамилию. - Нужно провести уроки, потом проверить тетради, заполнить электронные журналы, плюс обязанности по классному руководству... А у тех, кто преподает математику, химию и физику, другая ловушка. По ее словам, в школах-девятилетках нагрузка у этих учителей небольшая. А значит, невелика и зарплата, которая не устраивает педагогов. И они уходят из школы. Найти им замену крайне сложно. В результате уровень подготовки школьников по точным наукам страдает, многие из них проваливаются на экзаменах в десятый класс.
По прогнозам Минпромторга России, до 2034 года для российских верфей предстоит обучить свыше 80 тысяч специалистов
В 2024 году число вакансий в судостроении и судоремонте превысило уровень предыдущего года на 13 процентов и достигло 28 тысяч человек, сообщили в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ).
Наиболее востребованными в отрасли остаются квалифицированные рабочие, на втором месте - специалисты ИТР. Средний возраст соискателя становится все больше из-за "демографической ямы", отмечают в службе рекрутинга. Средний возраст среди представителей рабочих специальностей достиг 46 лет, среди инженеров - примерно 48 лет. В ближайшие годы судостроительной отрасли потребуется не менее 9-10 тысяч человек в год.
Источник/видео: РГ




















