РРПК: новый флот бьёт рекорды
Русская Рыбопромышленная Компания (РРПК) реализует масштабную программу по обновлению собственного флота. Те суда, что РРПК уже получила от российских верфей, вполне успешно зарекомендовали себя в работе, становясь лучшими по объемам добычи не первый год.
О планах по вылову на 2025 год, новых рынках для экспорта и особенностях российской логистики журналисты поговорили с генеральным директором компании Константином Глобенко.
— Константин Владимирович, расскажите, какой план добычи у РРПК на 2025 год? И были ли достигнуты плановые показатели по итогам 2024 года?
— План добычи на текущий год — порядка 435 000 тонн, из них 423 000 тонн — это минтай, а остальное — сельдь. По состоянию на начало сентября выполнено около 75% этого плана, к концу года планируем выйти на плановые показатели.
В целом у нас был очень успешный зимне-весенний сезон «А» минтаевой путины: три наших новых судна проекта СТ-192 стали лучшими на промысле в Дальневосточном бассейне. Так что можно с уверенностью сказать, что первая часть года и сезон «А», который определяет задел на весь год, были вполне успешными.
Что касается 2024 года, то, к сожалению, мы выполнили план лишь на 90%. Но это связано не с работой флота, а, скорее, со слабой промысловой обстановкой в море. Скажем так, рыбы просто не было. Однако, несмотря на это, два наших новых судна и в таких условиях стали лучшими на промысле. Поэтому мы все равно считаем, что достаточно удачно прошли прошлый год.
— Осенью 2024 года РРПК получила первый в истории рыболовной отрасли электронный сертификат для экспорта водных биоресурсов в Китай. Расскажите, пожалуйста, об освоении китайского рынка.
— Безусловно, мы рассматриваем Китай как одно из приоритетных направлений в плане развития. Есть, можно так сказать, исторические рынки экспорта рыбной продукции, к примеру, филе всегда шло в Европу, сурими — в Японию. Но времена меняются, вводятся различные ограничения, появляются дополнительные сложности. Вместе с тем открываются и новые возможности.
При этом Китай — это очень большой рынок, который постоянно растет. Исторически в этой стране не очень много потребляют минтай, а это наш основной промысловый ресурс. Поэтому сейчас РРПК работает над развитием этого рынка и рассматривает Китай как один из приоритетов, наряду с Россией.
— Какие еще страны для экспорта своей продукции вы рассматриваете?
— Абсолютно все, которые потребляют рыбу. Но, как я уже сказал, есть исторические рынки. Это Европа, Япония, Корея, Китай. Есть и перспективные рынки среди третьих стран. Например, Африка, Бразилия. Мы недавно сертифицировали наше первое судно для поставок рыбопродукции в Бразилию.
Задача компании — постоянно развиваться, диверсифицировать рынки и постоянно искать новые направления, чем мы и занимаемся.
— А какая доля улова остается в России?
— В России у нас остается примерно 25% от общего объема произведенной рыбопродукции. Но мы, безусловно, заинтересованы в развитии российского рынка и очень активно работаем в этом направлении.
В частности, для популяризации потребления рыбы у нас есть такой проект, как фестиваль «О! Мега Вкус». Здесь мы активно продвигаем продукцию из минтая. Хочу сказать, что это совершенно удивительная рыба — белая, дикая, очень полезная. Посредством различных мероприятий, в том числе вот таких фестивалей, мы пропагандируем потребление продукции из минтая достаточно успешно.
Стратегия развития внутреннего рынка прежде всего включает в себя производство и увеличение потребления продуктов глубокой переработки. Важным звеном в этой программе должна стать цепочка поставок между рыбохозяйственным бассейном и полкой магазина. В этом году мы подписали трехстороннее соглашение РРПК — Агама — Перекресток. Стороны договорились о поставках в «Перекресток» до конца 2026 года 1,2 тыс. тонн продукции минтая шоковой однократной заморозки, произведенной в море. Российские потребители уже по достоинству смогли оценить продукцию из минтая под брендом «Люди любят».
В целом, если говорить о российском рынке, то сегодня он весьма конкурентоспособен как по ценам, так и по объемам потребления. И мы надеемся, что все больше и больше продукции будет оставаться именно у нас в стране.
— Важной составляющей рыболовного бизнеса, наряду с добычей, является доставка продукции до потребителя. Удовлетворены ли вы отечественной логистикой?
— Проблемы в логистике есть, это известный факт. Стоит понимать, что вылов и переработка минтая происходят на Дальнем Востоке, который расположен довольно далеко от основных рынков потребления в России, а в нашем случае это все-таки западные регионы страны. Поэтому логистическая составляющая очень сложная и весьма затратная. Тут задействован и железнодорожный транспорт, и автомобильный.
Для примера: доставить рыбу в Европу зачастую дешевле, хотя это круговой рейс вокруг Африки, чем доставить ее в центральную часть России. Но такая ситуация складывается не столько по вине логистических компаний, сколько из-за ряда существующих ограничений. Поэтому над данным вопросом, безусловно, необходимо работать. Ведь стоимость логистики в итоге влияет и на цену конечного продукта.
— РРПК реализует масштабную инвестиционную программу по обновлению флота. Как вы на данный момент оцениваете ее результаты?
— Результаты инвестиционной программы по строительству траулеров проекта СТ-192 мы оцениваем очень положительно. В первую очередь потому что этот проект — один из самых успешных в российском судостроении. На данный момент мы активно эксплуатируем пять судов. Еще четыре судна находятся в активной стадии постройки.
При этом те траулеры, которые уже вышли на промысел, очень успешно работают: выходят на плановые показатели достаточно быстро, промысловые испытания и пусконаладка в море выполняются не дольше месяца. И, как я ранее уже говорил, сегодня наши новые траулеры являются лидерами в Дальневосточном бассейне и по вылову, и по переработке.
Так, в 2024 году лучшими стали два наших судна, в этом году — уже три. Новые суда компании дают возможность производить качественный продукт, перерабатывая до 100% сырца прямо в море, что позволяет получать новое качество продукта. Супертраулеры проявили себя на промысле с самой лучшей стороны, по своим судоходным качествам и условиям жизни для моряков — это одни из лучших рыбодобывающих судов в мире. Траловый комплекс и рыбопоисковое оборудование обеспечивают эффективную добычу водных биологических ресурсов. Оснащение фабрики позволяет производить обработку улова с выпуском продукции глубокой переработки и высокой добавленной стоимости, пользующейся спросом покупателей во всем мире.
Мы довольны теми результатами, которые приносит обновление флота. Один новый траулер по объемам вылова и переработки равен трем старым. Каждое судно проекта СТ-192 рассчитано на ежегодный вылов 60 тыс. тонн рыбы.
Если говорить про те суда, которые еще строятся, то два из них сейчас находятся в стадии достройки, и мы рассчитываем, что до конца 2025 года они будут сданы, а в следующем году мы введем их в эксплуатацию. Корпуса еще двух траулеров в данный момент собираются на стапелях.
Мы уверены, что реализуем всю программу и обновим флот РРПК на 100%. И когда это произойдет, мы будем иметь самый молодой и самый эффективный флот.
— Была ли корректировка сроков и стоимости судов?
— Безусловно, корректировка была. Строительство судов — это процесс весьма сложный, тем более в текущих непростых условиях. Но нам с верфью удается находить все необходимые решения. Поэтому мы считаем наш проект успешным.
Корректировка сроков была на первоначальном этапе ввиду того, что проект был новым для верфи. Сейчас, когда все вопросы и технология отработаны, когда есть понимание, как строить, и налажены все процессы, сроки достаточно прогнозируемые и контролируемые.
— Участвует ли РРПК во втором этапе программы «квоты под киль»?
— Во втором этапе мы не участвуем. Как я уже сказал, у нас один из самых больших проектов в рамках первого этапа, и мы сконцентрированы на его реализации.
— Какой состав флота компании на сегодняшний день?
— В составе флота РРПК 11 судов, в том числе пять новых проекта СТ-192, из которых четыре супертраулера построены на российской верфи. По мере ввода в эксплуатацию новых судов идет плановая замена старых.
— Не рассматриваете ли вы возможность покупки судов на вторичном рынке?
— Таких планов у нас нет. Мы пропагандисты именно строительства новых судов. Да, есть варианты покупки старых судов, их модернизации. Но мы считаем, что те суда, которые построены по нашему проекту, наиболее эффективны и максимально подготовлены именно под наши задачи. Все-таки рыбалка — это достаточно кастомный бизнес. Каждая компания выстраивает стратегию развития под себя, под свои квоты, под тот бассейн, в котором работает, под свои объемы производства.
• Русская Рыбопромышленная Компания (РРПК): russianfishery.ru/контакты/новости/страница на Fishnet.ru
Источник: portnews, фото пресс-службы РРПК




















